Новая учебная Ломоносовская
программа
Ведущая идея этой программы – полное признание уникальности и
неповторимости каждого ребенка, уважение его достоинства, доверие к нему,
принятие его целей, интересов и, исходя из этого, создание условий для развития
интеллектуальных способностей.
Наши воспитанники успешно овладевают:
основными умениями и навыками учебной деятельности; элементами теоретического
мышления; навыками самоконтроля учебных действий.
Приоритетное направление – это творческое развитие
ребенка, обеспечивающее полную подготовку к школе и целенаправленное развитие
памяти, внимания, логического и образного мышления по авторской методике с
использованием учебных пособий «Ломоносовская школа для одаренных детей».
Обучение и воспитание детей основано на
Государственной программе РФ с использованием авторских разработок по развитию
интеллекта (автор методики – д. п. н. М.А. Зиганов). Особое внимание уделяется развитию памяти,
внимания, мышления,
воображения, развитию творческих способностей, любознательности, как
основы познавательной деятельности.
Используя технологии «Интеллект», занимаясь по программе «Ломоносовская
школа», дети научатся:
- читать с пониманием, четко выражать
свои мысли;
- решать простые, составные, логические
задачи;
- писать печатными буквами слова и
предложения;
- хорошо запоминать слова, тексты и
рисунки;
- легко переключать и сосредотачивать
внимание;
- анализировать, сравнивать и синтезировать
понятия;
- формулировать мысли и использовать
мысли для построения связных текстов;
- четко выражать свои мысли;
- осмысливать тексты художественной и
познавательной литературы;
- решать простые и составные задачи;
- рисовать, лепить и строить конструкции.
- быстро ориентироваться в обстановке;
Организация
учебно - воспитательного процесса обеспечивает формирование творческого воображения
как направления интеллектуального и личностного развития ребенка:
- развитие
коммуникативности (умения общаться);
- обучение
грамоте;
- овладение
начальными навыками чтения, элементами письма;
- развитие
элементарных математических представлений;
- развитие
речевых и познавательных способностей.
- С
детьми работают опытные педагоги и воспитатели.
Обучение грамоте
Курс обучения грамоте построен на
последовательном, поэтапном обучении детей звуковому, звуко-буквенному анализу,
чтению и подготовке руки ребенка к письму.
-3-4 года Подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и
ориентации в звуковом слове.
-4-5 лет Анализ звуковой стороны устной речи.
-5-7 лет Ознакомление со знаковой системой языка и чтение.
Задачи программы: сформировать у детей первоначальные
лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и
как они строятся. Дети знакомятся со звучащим словом, его протяженностью,
овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с
заданным звуком; знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся
делить слова на слоги; усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют
гласные и согласные звуки.
Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов,
т.е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку,
дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют
словесное ударение, сравнивают слова по количественному и качественному
звуковому составу. На этой основе они обучаются чтению. Уровень
развития речевых навыков и умений детей
в области грамоты характеризуется
следующими показателями:
- Сформированность у ребенка представлений о речевых и неречевых формах
общения, умение ориентироваться в содержании общения, выполнять поручения;
- Наличие у ребенка представления о звуковой основе речи как реальной
действительности; о слове, слоге, звуке, ударении; о качественной
характеристике звуков (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные), о
выразительных средствах речи;
- Проявление ребенком заинтересованного отношения к звуковой стороне речи,
активное участие в игре, выполнение упражнений по звуковой культуре речи;
- Владение ребенком планирующей и регулирующей функцией речи: способность
комментировать свои действия, анализировать свою работу.
Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и
упражнениях с использованием наглядного материала.
Наряду с основными задачами программа включает задачи:
-По подготовке руки ребенка
к письму на данном
возрастном этапе с учетом его психо - возрастных особенностей;
-Развитие мелкой моторики и развитие графических навыков;
-Развитие фонематического восприятия и формирование устной разговорной речи.
Программа также включает в себя широкое использование различного словесного и
иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы
и поговорки, словесные игры и упражнения.
Занятия с
логопедом
Логопед проводит диагностику речевого развития и индивидуальные логопедические
занятия с детьми от 4-х лет. В занятие входят следующие направления:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха;
- общее развитие речи;
- растормаживание речи (у не
говорящих детей от 3 лет).
В этом
возрасте важно не пропустить нарушение речевой функции и отличить
патологическую речь от физиологической, присущей данному возрасту. Так,
возникнув в детстве, речевое нарушение без квалифицированной помощи логопеда,
закрепляется и с большим трудом преодолевается в последующие годы и может
сохраниться на всю жизнь.
Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как
речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели
педагогического воздействия - воспитанию всесторонне развитой личности.
Диагностика готовности детей к школе
Часто, несмотря на хорошую подготовку, дети испытывают затруднения при
выполнении заданий на различных собеседованиях. Это объясняется тем, что
ребенок сталкивается с непривычной для себя остановкой. Вопросы и задания
предлагаются на разные темы, а времени на размышление - мало. Поэтому основная
цель данного курса - провести разнообразный набор заданий, большая часть из которых
базируется на хорошо известных в экспериментальной психологии методиках и
которые часто используются для диагностики детей при поступлении в первый
класс. Выполнение заданий даст ребенку возможность потренироваться перед
"первым экзаменом", а педагогу - определить, какие задания вызывают у
ребенка трудности, и оказать ему помощь. Задания для определения
психологической готовности к школьному обучению располагаются по следующим
разделам:
1. Умение действовать по правилу:
Графический диктант.
Методика "да" и "нет".
2. Восприятие:
Способность к целостному восприятию геометрических фигур.
Способность к целостному восприятию формы предметов.
Восприятие цвета.
Восприятие времени.
Восприятие величины предметов.
Восприятие пространственных отношений.
3. Внимание:
Концентрация внимания
Произвольное внимание. Пространственное восприятие, сенсомоторная координация.
Распределение и переключение внимания.
Избирательность внимания.
Слуховое внимание.
4. Память:
Зрительная память. Образы.
Слуховая память.
5. Мышление:
Установление логических связей и закономерностей.
Наглядно-образное мышление.
Образно-логическое мышление.
Словесно-логическое мышление.
6. Мыслительные операции:
Сравнения, обобщения и классификация.
Анализ и синтез.
7. Воображение.
Тест школьной зрелости.
Примерные вопросы к тестированию в первый класс:
Ориентировка в окружающем мире:
1. Как тебя зовут? (Ф.И.О.)
2. Назови членов своей семьи. (Ф.И.О. мама, папа)
3. У тебя есть брат или сестра? Кто старше? На сколько лет?
4. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь когда вырастешь (тетя или дядя)?
5. Назови свой домашний адрес.
6. Сколько тебе лет? Дата рождения. Сколько будет через год, через два года?
7. Кем и где работают твои родители?
8. Чем ты любишь заниматься?
9. Как называется страна, в которой ты живешь? Какие страны ты знаешь?
10. Какие города ты знаешь? Главный город нашей страны.
11. Какие достопримечательности города ты знаешь (театры, музеи …)?
12. Какие достопримечательности есть в твоем районе?
Временные представления: 36 вопросов.
Выявление знаний об окружающей среде:
Растения: 10 вопросов.
Животные: 8 вопросов.
Предметы: 37 вопросов.
Математические представления: 16 вопросов.
Практическая работа: 6 вопросов.
Грамота. Письмо. Чтение: 9 вопросов.
Дополнительные вопросы: 24 вопроса.
Пространственное представление: 4 вопроса.
Всего 162 вопроса по которым мы занимаемся за 1 год до школы.
Развитие речи.
2-3-4 года
Данные занятия направлены на развитие речи детей, способствуют постепенному
количественному росту их словаря, нормализации грамматического строя речи.
Дидактические игры и упражнения предваряет познавательная часть, которая
предлагается ребенку в ходе занятия. Чтение стихов, отгадывание загадок
расширяют кругозор, способствуют общему развитию детей. Возраст 2-3 года -
важный период в развитии ребенка, так как в это время закладываются основы
будущей связной речи. Речь не возникает сама по себе, а формируется в процессе
жизни ребенка в социальной среде. Она развивается в результате его общения со
взрослым, другими детьми. Общение стимулирует речевую активность. Овладение
речью - сложный процесс, и его развитие происходит, когда головной мозг, слух,
артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня. Поэтому
основная задача - формирование произносительной стороны речи, накопление
словаря и развитие общей и мелкой моторики. Помимо этого осуществляется работа
над становлением грамматически правильной и связной речи. Исследованиями
установлено, что словарь ребенка к двум годам составляет 300-400 слов, а к трем
годам может достигать1500 слов. Обогащение словаря происходит постепенно, на
основе расширения круга знаний и представлений об окружающем мире, в процессе
деятельности ребенка.
В учебно-методическом пособии "Развитие речи у детей 2-3 лет" Е.В.
Колесниковой представлена программа на учебный год. В программе:
1. Развитие общей и мелкой моторики. Цели:
-
Упражнять в умении согласовывать слова стихотворения и действия.
-
Стимулировать самостоятельную и двигательную активность в ситуации игры.
-
Развивать умение согласовывать движения с текстом стихотворения.
-
Способствовать развитию общей и мелкой моторики (движения кистей рук).
Для своевременного развития речи очень важно развитие общей и мелкой моторики.
Используя небольшие стихотворные тексты, дети учатся слушать и запоминать
задания, а потом выполнять их. При овладении двигательными умениями и навыками
у них развивается координация движений. Американский ученый Глен Доман пишет,
что раннее развитие ребенка по-настоящему возможно при активном развитии
двигательного интеллекта. Совместная деятельность воспитателя и детей побуждает
их к активным действиям, к определенным правилам, активизируется двигательная,
речевая и эмоциональная активность.
Помните, что двигательная активность ребенка способствует развитию речи, и это
подтверждено исследованиями ученых (И. П. Павловым, А. А. Леонтьевым, А. Р.
Лурия и др.).
2. Развитие звуковой культуры речи. Цели:
-
Способствовать развитию артикуляционного, голосового, слухового аппарата,
речевого дыхания, слухового внимания.
- Развивать способность воспроизводить по подражанию звукоподражательные слова
-
Развивать пассивный словарь. Находить в ближайшем окружении предметы по
словесному заданию взрослого.
В основе правильного звукопроизношения лежит речевое дыхание и деятельность
речедвигательного аппарата. Взаимодействие разных речевых задач приводит к
развитию речи детей в соответствии с их возрастными возможностями. С этой целью
проводятся комплексные занятия, на которых органически сочетаются разные
речевые задачи, что является важным фактором повышения результативности
обучения.
4-5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет
Занятия помогут ребенку попасть в удивительный мир родного языка, зажечь в
ребенке огонек любознательности, жажды новых открытий в овладении родной речью,
увлекут и разовьют его любовь к обучающим занятиям и самостоятельному чтению.
Материал пособия условно разделен на три раздела: "Звук",
"Буква", "Говори правильно". Первоначально ребенку даётся
элементарное представление о назначении речи. Далее он получает знания о
строении языка: знакомится с понятиями "предложение",
"слово", "звук". Вводится графическое обозначение этих понятий.
Моделирование предложений и слов с помощью условных обозначений помогает детям
наглядно воспринимать границу предложений, границу слов в предложении и их
раздельное написание. Знакомство с понятиями "слово, называющее
предмет", "слово, называющее действие", "слово, называющее
признак предмета" является основой для формирования грамматических
категорий "существительное", "глагол",
"прилагательное".
В разделе "Звук" решаются следующие задачи:
-
Выработка правильных артикуляционных навыков;
-
Развитие просодической стороны речи;
-
Формирование системы четко различаемых, противопоставленных звуков;
-
Формирование фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза звукового
состава слова.
Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и
акустической сложностью. Работа начинается с изучения гласных звуков, которые
являются звуковой основой слова. После изучения гласных звуков даётся понятие
"слог". Ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков,
обучается составлению слоговых схем, в которые вводятся гласные звуки ли буквы.
Слоговые схемы позволяют ощутить ритмический рисунок слова, который можно
простучать, прохлопать, прошагать.
Позднее ребенок учится ставить ударение, определять ударный слог, выделять
ударный гласный звук. Затем начинается знакомство с согласными звуками. Через
сравнение ребенок учится различать твердое и мягкое произнесение и звучание
согласных звуков.
В пособии предлагаются упражнения для работы над просодической стороной речи:
силой, высотой голоса, длительностью, темпом. Представлен и ряд упражнений по
формированию фонематического восприятия. Изучаемый звук, интонационно
выделяется в слоге, протяжно произносится, усиливается голосом. Параллельно с
развитием фонематического слуха некоторые задания способствуют формированию
элементарных навыков звукового анализа. Звуковые схемы слогов и слов рисуются
цветными карандашами. После знакомства со звуком ребенок готовится к чтению
обратных и прямых слогов. Для усвоения чёткого произношения звука даются стихи,
чистоговорки, скороговорки, пословицы.
Раздел "Буква" связан с формированием у детей произносительных
навыков. Порядок изучения букв соответствует последовательности усвоения
ребенком произношения звуков. С введением буквы выполняется звуко-буквенный
анализ слов, что способствует формированию фонематического восприятия навыка
письма. При обучении ребенка чтению предусмотрены разнообразные занимательные
упражнения. В результате такой работы ребенок научится слитному чтению слогов,
сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов.
В разделе "Говори правильно" решаются следующие задачи:
-
Привлекать внимание к составу слов, к способам словообразования, к составу
предложений и связи слов в предложении;
-
Воспитывать навык практического использования лексико-грамматических
категорий.
В разделе "Говори правильно" даны отдельные примерные виды работы по
формированию лексико-грамматического строя речи.
На всех этапах обучения предусматриваются упражнения для развития связной речи
ребенка: составление предложений различных конструкций, составление рассказов.
|